Успех любого предприятия во многом зависит от того, насколько оперативно руководство реагирует на возникшие трудности и корректирует стратегический план. Может показаться, что рост прибыли – явно положительная тенденция, свидетельствующая об экономическом развитии. Но нередко сама по себе такая динамика не говорит ни о чем.
Поэтому очень важно проводить расчет маржи и маржинальности, эти показатели позволят получить более объективную картину, понять, насколько эффективно работает в компании службы продаж. Маржа – это экономический термин, показывающий доход предприятия после реализации продукта. Для ее расчета из совокупного размера выручки следует вычесть переменные издержки, то есть непосредственно связанные с выручкой. К ним относится себестоимость товара, оплата доставки, упаковки, выплата процентной части продавцу. В целом структура таких издержек различна и зависит от специфики бизнеса. При этом к переменным не относятся платежи за аренду помещения, заработную плату персонала и подобное – эти издержки будут постоянными при любой выручке.
Также для получения объективной картины развития предприятия необходимо рассчитать маржинальность, то есть отношение маржи к выручке. Данный показатель позволяет понять, насколько эффективно производится реализация продукта на 1 рубль выручки. Для вычисления используются проценты.
Допустимы ситуации, когда маржинальность имеет отрицательное значение. Именно этот показатель дает возможность выявить проблемы даже в тех случаях, когда на первый взгляд компания демонстрирует экономический рост. Но повышение прибыли нередко связано с огромным возрастанием затрат, поэтому об эффективности работы в целом не может быть и речи.
Еще одно экономическое понятие, которое может использовать современный бизнес – это наценка, то есть значение коэффициента надбавки. Она позволяет понять, какую маржу получит предприятие на каждый рубль, затраченный на приобретение продукта. Для вычисления наценки маржу следует разделить на переменные расходы, а затем результат умножить на 100%.
Эти три показателя имеют практическое значение, но для объективной картины лучше всего проводить расчет маржинальности, при этом анализ делать в динамическом срезе и проводить не реже 4 раз в год. Рост маржинальности говорит о том, что предприятие постепенно развивается, а отдел продаж хорошо выполняет свои функции. Стандартный показатель маржинальности, не выходящий за рамки запланированного значения – также положительная тенденция. Однако падение маржинальности говорит о том, что в бизнес-процессах допущены ошибки и руководству срочно пора принимать меры.