У меня новое увлечение — зентангл.
Все началось с того, что у меня появился доступ к русскоязычному курсу зен-арта на Скиллберри.ру. Мне понравилось и захотелось узнать об этом виде творчества поподробнее. Поскольку все ведущие курсов (а их несколько уже существует) начинают с того, что корни зентагла лежат в далекой Америке, нашла электронный вариант книги сертифицированного мастера зентангла — Бека Краула (Becah Crahula) и регулярно к ней обращаюсь.
В Штатах мания все патентовать. Наверно, если бы это было возможно, запатентовали бы и академический рисунок и даже простигосподи пэчворк, чтобы его преподавать могли только сертифицированные мастера.
Так что пересказываю все своими словами и постоянно ссылаюсь на авторов — иначе это будет с моей стороны нарушением прав.
Необходимый минимум теории для начала занятий зентанглом.
Зентангл — это медитация не на словах или в голове, а вручную. Авторы патентованного зентагла Рик Робертс и Мария Томас, считают главной особенностью зентангла как способа — вводить людей в медитативное состояние. В результате может придти облегчение от физической боли, депрессии, посетить вдохновение , улучшиться настроение и много еще чего.
Основа метода зентангл — сосредоточенное вырисовывание мелких деталек и узоров и составление из них композиций.
Всего существует 170 "официальных", зарегистрированных танглов и сотни "неофициальных". Разница состоит лишь в том, что у "официальных" танглов есть официальный зарегистрированный автор, И каждый раз, когда вы такой тангл воспроизводите в своей работе — нужно в примечании писать, чей тангл вы используете.
Мое личное примечание как профессионального юриста. Считаю, что в этом всем мало смысла, просто потому, что достаточно в официальном тангле чуть поменять наклон линий или конфигурацию деталек — и вот вам уже ваш собственный тангл.
Основные материалы для зентангла — это квадратики акварельной бумаги и тонкие ручки-линеры.
Помимо ручки знатоки тангла рекомендуют еще иметь в запасе пару простых карандашей — потверже и помягче. Ни ластиков, ни линеек, ни циркулей классический зентангл не признает принципиально.
Основные принципы зентангла.
- Отключайте внутреннего критика и внутреннего логика. Чертите по бумаге заранее вам известные фигуры, сочетая их всяческими способами.Как бы вы не нарисовали — это будет правильно и хорошо.
- Рисуя, поворачивайте бумагу как вам удобно — классическая композиция зентанла одинаково хорошо смотрится со всех четырех сторон. У зентагла нет верха и низа, лева и права.
- Полностью сосредоточьтесь на процессе. Рекомендуется выделить 15-30 минут на один зентангл, когда вас никто и ничто не беспокоит. Включить релаксирующую музыку. Погладить бумагу, на которой вы будете рисовать и почувствовать ее текстуру. По возможности отключить все внешние рецепторы и полностью погрузиться в процесс.
- Классические танглы — абстракция, но они тем не менее могут вызывать ассоциации с разными существующими в мире формами — волны, косы. даже грибы и ягоды. Главное, что такие "биотанглы" не должны стать самоцелью, а просто одним из элементом композиции.
- Все, что не относится к классическим зентанглам — композициям на "плитках" акварельной бумаги 9.5 на 9,5 см черным линерам — это Зентангл Арт, стиль зентангл. Что по мне, то опять же это чистая условность. Но американцы почему то любят условности.
И напоследок — мои собственные субьективные впечатления от начала изучения дзентангл.
Это действительно очень приятно и очень успокаивает, когда по каким то причинам я волнуюсь. Черчу- черчу танглы, сперва они получаются корявенькие и кривые, но вот я вспоминаю что надо сосредоточиться и следить только за аккуратностью линий — и через полчаса максимум волнение и даже плохое настроение отступает, появляется какое то спокойствие в восточном стиле. Или "В Багдаде все спокойно" или Будда, сидящий под деревом и наблюдающий за очередным заходом солнца. Ощущение того, что все уже было и все когда нибудь пройдет.
Я начала изучать зентангл просто как очередной художественный прием, который под силу человеку, не имеющему художественного образования от слова совсем. А теперь продолжаю заниматься как еще одной "духовной практикой", такой же как прогулки на свежем воздухе или слушание классической музыки.
Далее будут рассказы об основных танглах зентагла, способам создания композиции из них и известных мастерах зентангла. Будем постигать это таинство вместе. Если есть вопросы — пишите, обязательно отвечу.